Как избежать конфликта с учителемНачальная школа — первый этап процесса целенаправленного учения. Он самый сложный для детей и родителей, вынужденных осваивать новые роли.

Первые четыре года учёбы в школе учащиеся подвергаются исчерпывающему воздействию со стороны педагогов, которых немного, но они значимы. Новоиспечённый ученик с удивлением обнаруживает, что требования учительницы обязательны к выполнению.

Как только «не хочу» перевесит «надо», почва для конфликта готова. Столкновение интересов сторон может возникать в нескольких сферах:

  • учебной, касающейся невыполнения требований преподавателя на уроке и отказа делать задания;
  • поведенческой, когда ученик не соблюдает правила в школе и за её пределами;
  • личностно-эмоциональной, когда между педагогом и учащимся возникает неприязнь.

У учителя с личностным стилем общения конфликтные ситуации, как правило, сведены к минимуму. Он тонко чувствует настроение детей и не допускает эскалации напряжения.

Большая часть учителей придерживается функционального стиля, выбирая «диктаторский» подход или тактику опеки, что помогает управлять дисциплиной всего класса как целого, но мешает сохранять ровные отношения с отдельными представителями.

Дети также могут демонстрировать конфликтное поведение. Оно свойственно мальчикам, которых воспитывали с применением физического насилия в качестве наказания. Такие дети проявляют немотивированную агрессию, неспособны к самоконтролю и не уважают взрослых. Для них обычным являются пререкания с преподавателем, грубый тон и ругательства. О распространенных ошибках отцов в воспитании детей вы узнаете из другой нашей статьи, которую можете найти по ссылке.

При возникновении конфликта по модели «учитель-ученик» в него втягиваются родители, которые делятся на две группы:

  • Те, кто, не вникнув в ситуацию, начинают спорить с педагогом, обращаются в администрацию и далее по инстанциям.
  • Те, кто обвиняет ребёнка и наказывает его, приняв сторону учителя.

Но прежде чем предпринимать попытки к разрешению противоречий, родителям необходимо разобраться в происходящем детально. Полезно спросить себя, что я хочу получить от школы и педагогов, не предъявляю ли повышенных требований к ним. Каждая современная мама имеет свой набор требований к школе и преподавателю, и диапазон пожеланий достаточно широк:

  • Учитель присматривает за ребёнком, пока родители зарабатывают деньги.
  • Преподаватель прививает знания, следит за дисциплиной и не привлекает родителей к внеклассным мероприятиям.
  • Педагогу следует обучать детей так, как в своё время учили родителей.
  • Учитель обязан дать детям больше, чем им самим когда-то дала школа. На уроках непременно применяются инновационные методики, пишутся проектные работы.
  • Педагог должен точно следовать программе и вместе с тем уделять отдельным темам урока столько времени, сколько хочется маме или папе, которые разбираются в предмете.
  • Учитель занимается воспитанием детей, поэтому одного классного часа недостаточно. Нужно проводить мероприятия каждый день после уроков.
  • Педагог не имеет права делать дисциплинарные замечания учащимся. Главное и ценное – свободомыслие.
  • Учитель должен быть строгим. За каждый проступок необходимо наказание, запись в дневник и вызов родителей в школу.
  • Педагог без задержек заполняет электронный журнал, чтобы родители могли ежедневно отслеживать успеваемость.
  • Учитель — нянька для ученика, и его обязанность – находиться с детьми на переменах, быть в курсе всех их потребностей.
  • Школа – поставщик образовательных услуг, и преподаватель обязан эти услуги предоставлять, отчитываясь регулярно заказчику-родителю.
  • Педагог должен применять индивидуальность подход, даже если в классе 30 человек.

Каждый родитель хочет, чтобы именно его пожелания учитывались. Однако, педагоги следуют должностным инструкциям и стандартам, разработанным министерством. Обязанность обеспечить среднее образование сыну или дочери целиком лежит на папах и мамах.

Из-за огромного количества информации, которую нужно вложит в головы детей за короткий промежуток времени, без помощи родителей школе не справиться. Учителю – одному на 25 – 30 человек – применить индивидуальный подход невозможно. Без участия взрослых нельзя вывести учащихся в цирк, театр или кино.

Помимо выделенных на внеклассные мероприятия часов, у педагога есть ещё обязанность работать с документами, поэтому он не может уделять детям много времени.

Школа – это тонкий механизм, а педагог не продавец услуг. Он не обязан ежедневно предоставлять информацию о ребёнке. Для этого есть родительские собрания. Не запрещено подойти к учителю во внеурочное время и поговорить с ним.

Современная школа место, где ребёнку предоставляют информацию по разным предметным областям в структурированном виде, и задача учителя – объяснить материал, сформировать требуемые навыки, обеспечить физическую и психологическую безопасность. Остальное – забота родителей, в том числе и подготовка к школе онлайн.

Не следует бояться собраний, даже если ребёнок плохо учится и регулярно нарушает дисциплину. Посещать их необходимо. Учитель рассказывает обо всём, что произошло за последнее время, сообщает об успеваемости и поведении детей. Слушать об этом неприятно, но проблему придется решать совместно с ребёнком и учителем. После собрания необходимо подойти к педагогу и расспросить его обо всех случаях невыполнения работ и поведенческих отклонениях, посмотреть журнал. Не помешает записать все, что сказал преподаватель, чтобы дома по каждому пункту поговорить с ребёнком.

Необходимо попросить учителя совета о том, как исправить ситуацию, и зафиксировать рекомендации письменно.

Если на собрании ребёнка незаслуженно обвиняют, следует сохранять спокойствие, выслушать учителя до конца и только затем отвечать. Нет ничего хуже, когда одна из мам хамским тоном высказывает претензии педагогу, превращая собрание в перепалку.

Когда учитель говорит, не следует его постоянно перебивать. Для вопросов будет время позже. Со вниманием нужно воспринимать и речь других родителей, проявлять уважение к их точке зрения.

«Не навреди ребёнку» как принцип при отстаивании своей позиции.

Чтобы избежать конфликта с учителем, необходимо вникнуть в происходящее в школе и выслушать внимательно точку зрения ребёнка. И лишь затем поговорить с педагогом, сохраняя выдержку. Если виноват учитель (ударил ученика, оскорбил его), следует обратиться к администрации.

Во всех остальных случаях только доброжелательная беседа поможет сохранить хорошие отношения и не настроит учителя против ребёнка. Как бы ни хотелось поскандалить, следует держать себя в руках.

Если учитель за эмоциями теряет суть происшедшего, дослушайте его до конца и попросите изложить факты. Не оценивайте ситуацию, а осведомитесь у педагога, как нужно поступить. Когда позиция учителя прояснится, высказывайте ваши пожелания, помня о том, что вы тоже ответственны за поведение и обучение сына или дочери. Сохраняйте ровный и дружелюбный тон. Рекомендуем вам статью о том почему ребенок устает в школе.

Если учитель спровоцировал конфликт и его не удаётся уладить мирно, обратитесь к директору школы.

Если виноват ребёнок, побеседуйте с ним и разъясните ему правила поведения на уроках. Донесите до него мысль о необходимости получения новых знаний.

При регулярно возникающих конфликтах обратитесь к психологу.

Переведите ребёнка в другую школу, если:

  • он напряжён;
  • отказывается посещать уроки;
  • избегает разговоров о школе;
  • у него нарушился сон;
  • пропал аппетит;
  • он стал капризным, апатичным и начал часто болеть.

Для профилактики конфликтов до поступления в первый класс играйте с ребёнком в «школу», где по очереди исполняйте роли учителя и ученика. Расскажите о том, как можно и нельзя вести себя. Проиграйте конфликтные ситуации.