Начальная школа — первый этап процесса целенаправленного учения. Он самый сложный для детей и родителей, вынужденных осваивать новые роли.
Первые четыре года учёбы в школе учащиеся подвергаются исчерпывающему воздействию со стороны педагогов, которых немного, но они значимы. Новоиспечённый ученик с удивлением обнаруживает, что требования учительницы обязательны к выполнению.
Как только «не хочу» перевесит «надо», почва для конфликта готова. Столкновение интересов сторон может возникать в нескольких сферах:
- учебной, касающейся невыполнения требований преподавателя на уроке и отказа делать задания;
- поведенческой, когда ученик не соблюдает правила в школе и за её пределами;
- личностно-эмоциональной, когда между педагогом и учащимся возникает неприязнь.
У учителя с личностным стилем общения конфликтные ситуации, как правило, сведены к минимуму. Он тонко чувствует настроение детей и не допускает эскалации напряжения.
Большая часть учителей придерживается функционального стиля, выбирая «диктаторский» подход или тактику опеки, что помогает управлять дисциплиной всего класса как целого, но мешает сохранять ровные отношения с отдельными представителями.
Дети также могут демонстрировать конфликтное поведение. Оно свойственно мальчикам, которых воспитывали с применением физического насилия в качестве наказания. Такие дети проявляют немотивированную агрессию, неспособны к самоконтролю и не уважают взрослых. Для них обычным являются пререкания с преподавателем, грубый тон и ругательства. О распространенных ошибках отцов в воспитании детей вы узнаете из другой нашей статьи, которую можете найти по ссылке.
При возникновении конфликта по модели «учитель-ученик» в него втягиваются родители, которые делятся на две группы:
- Те, кто, не вникнув в ситуацию, начинают спорить с педагогом, обращаются в администрацию и далее по инстанциям.
- Те, кто обвиняет ребёнка и наказывает его, приняв сторону учителя.
Но прежде чем предпринимать попытки к разрешению противоречий, родителям необходимо разобраться в происходящем детально. Полезно спросить себя, что я хочу получить от школы и педагогов, не предъявляю ли повышенных требований к ним. Каждая современная мама имеет свой набор требований к школе и преподавателю, и диапазон пожеланий достаточно широк:
- Учитель присматривает за ребёнком, пока родители зарабатывают деньги.
- Преподаватель прививает знания, следит за дисциплиной и не привлекает родителей к внеклассным мероприятиям.
- Педагогу следует обучать детей так, как в своё время учили родителей.
- Учитель обязан дать детям больше, чем им самим когда-то дала школа. На уроках непременно применяются инновационные методики, пишутся проектные работы.
- Педагог должен точно следовать программе и вместе с тем уделять отдельным темам урока столько времени, сколько хочется маме или папе, которые разбираются в предмете.
- Учитель занимается воспитанием детей, поэтому одного классного часа недостаточно. Нужно проводить мероприятия каждый день после уроков.
- Педагог не имеет права делать дисциплинарные замечания учащимся. Главное и ценное – свободомыслие.
- Учитель должен быть строгим. За каждый проступок необходимо наказание, запись в дневник и вызов родителей в школу.
- Педагог без задержек заполняет электронный журнал, чтобы родители могли ежедневно отслеживать успеваемость.
- Учитель — нянька для ученика, и его обязанность – находиться с детьми на переменах, быть в курсе всех их потребностей.
- Школа – поставщик образовательных услуг, и преподаватель обязан эти услуги предоставлять, отчитываясь регулярно заказчику-родителю.
- Педагог должен применять индивидуальность подход, даже если в классе 30 человек.
Каждый родитель хочет, чтобы именно его пожелания учитывались. Однако, педагоги следуют должностным инструкциям и стандартам, разработанным министерством. Обязанность обеспечить среднее образование сыну или дочери целиком лежит на папах и мамах.
Из-за огромного количества информации, которую нужно вложит в головы детей за короткий промежуток времени, без помощи родителей школе не справиться. Учителю – одному на 25 – 30 человек – применить индивидуальный подход невозможно. Без участия взрослых нельзя вывести учащихся в цирк, театр или кино.
Помимо выделенных на внеклассные мероприятия часов, у педагога есть ещё обязанность работать с документами, поэтому он не может уделять детям много времени.
Школа – это тонкий механизм, а педагог не продавец услуг. Он не обязан ежедневно предоставлять информацию о ребёнке. Для этого есть родительские собрания. Не запрещено подойти к учителю во внеурочное время и поговорить с ним.
Современная школа место, где ребёнку предоставляют информацию по разным предметным областям в структурированном виде, и задача учителя – объяснить материал, сформировать требуемые навыки, обеспечить физическую и психологическую безопасность. Остальное – забота родителей, в том числе и подготовка к школе онлайн.
Не следует бояться собраний, даже если ребёнок плохо учится и регулярно нарушает дисциплину. Посещать их необходимо. Учитель рассказывает обо всём, что произошло за последнее время, сообщает об успеваемости и поведении детей. Слушать об этом неприятно, но проблему придется решать совместно с ребёнком и учителем. После собрания необходимо подойти к педагогу и расспросить его обо всех случаях невыполнения работ и поведенческих отклонениях, посмотреть журнал. Не помешает записать все, что сказал преподаватель, чтобы дома по каждому пункту поговорить с ребёнком.
Необходимо попросить учителя совета о том, как исправить ситуацию, и зафиксировать рекомендации письменно.
Если на собрании ребёнка незаслуженно обвиняют, следует сохранять спокойствие, выслушать учителя до конца и только затем отвечать. Нет ничего хуже, когда одна из мам хамским тоном высказывает претензии педагогу, превращая собрание в перепалку.
Когда учитель говорит, не следует его постоянно перебивать. Для вопросов будет время позже. Со вниманием нужно воспринимать и речь других родителей, проявлять уважение к их точке зрения.
«Не навреди ребёнку» как принцип при отстаивании своей позиции.
Чтобы избежать конфликта с учителем, необходимо вникнуть в происходящее в школе и выслушать внимательно точку зрения ребёнка. И лишь затем поговорить с педагогом, сохраняя выдержку. Если виноват учитель (ударил ученика, оскорбил его), следует обратиться к администрации.
Во всех остальных случаях только доброжелательная беседа поможет сохранить хорошие отношения и не настроит учителя против ребёнка. Как бы ни хотелось поскандалить, следует держать себя в руках.
Если учитель за эмоциями теряет суть происшедшего, дослушайте его до конца и попросите изложить факты. Не оценивайте ситуацию, а осведомитесь у педагога, как нужно поступить. Когда позиция учителя прояснится, высказывайте ваши пожелания, помня о том, что вы тоже ответственны за поведение и обучение сына или дочери. Сохраняйте ровный и дружелюбный тон. Рекомендуем вам статью о том почему ребенок устает в школе.
Если учитель спровоцировал конфликт и его не удаётся уладить мирно, обратитесь к директору школы.
Если виноват ребёнок, побеседуйте с ним и разъясните ему правила поведения на уроках. Донесите до него мысль о необходимости получения новых знаний.
При регулярно возникающих конфликтах обратитесь к психологу.
Переведите ребёнка в другую школу, если:
- он напряжён;
- отказывается посещать уроки;
- избегает разговоров о школе;
- у него нарушился сон;
- пропал аппетит;
- он стал капризным, апатичным и начал часто болеть.
Для профилактики конфликтов до поступления в первый класс играйте с ребёнком в «школу», где по очереди исполняйте роли учителя и ученика. Расскажите о том, как можно и нельзя вести себя. Проиграйте конфликтные ситуации.